Search     or:     and:
 LINUX 
 Language 
 Kernel 
 Package 
 Book 
 Test 
 OS 
 Forum 
 iakovlev.org 
 Languages
 С
 GNU С Library 
 Qt 
 STL 
 Threads 
 C++ 
 Samples 
 stanford.edu 
 ANSI C
 Libs
 LD
 Socket
 Pusher
 Pipes
 Encryption
 Plugin
 Inter-Process
 Errors
 Deep C Secrets
 C + UNIX
 Linked Lists / Trees
 Asm
 Perl
 Python
 Shell
 Erlang
 Go
 Rust
 Алгоритмы
NEWS
Последние статьи :
  Тренажёр 16.01   
  Эльбрус 05.12   
  Алгоритмы 12.04   
  Rust 07.11   
  Go 25.12   
  EXT4 10.11   
  FS benchmark 15.09   
  Сетунь 23.07   
  Trees 25.06   
  Apache 03.02   
 
TOP 20
 Secure Programming for Li...6507 
 Linux Kernel 2.6...5279 
 Trees...1119 
 Максвелл 3...1051 
 William Gropp...989 
 Go Web ...963 
 Ethreal 3...930 
 Ethreal 4...917 
 Gary V.Vaughan-> Libtool...914 
 Ext4 FS...905 
 Rodriguez 6...900 
 Clickhouse...900 
 Ethreal 1...897 
 Steve Pate 1...886 
 C++ Patterns 3...863 
 Assembler...854 
 Ulrich Drepper...844 
 DevFS...788 
 MySQL & PosgreSQL...773 
 Стивенс 9...758 
 
  01.01.2024 : 3621733 посещений 

iakovlev.org

Программирование в Go

Часть 1

В go указатели поддерживаются ограниченно - в частности, не поддерживается арифметика указателей. В go нет free() или delete(), но есть гарбаж-коллектор. В go переменные как правило хранят значения, но могут хранить и ссылки - как в случае с каналами, функциями, методами, мапами и слайсами. Значения, передаваемые в функции и методы, копируются, т.е. создаются заново - это справедливо для чисел и строк, которые immutable. Это справедливо также для массивов и структур. Слайсы и мапы же передаются по ссылке, поскольку являются референсными типами. Указатель в go - это переменная, которая хранит адрес другой переменной. & - это ссылка, равная этому адресу памяти. Следующий рисунок иллюстрирует вышесказанное:

В go указатель может указывать на другой указатель. Пример


 z := 37      // z is of type int
 pi := &z     // pi is of type *int (pointer to int)
 ppi := &pi   // ppi is of type **int (pointer to pointer to int)
 fmt.Println(z, *pi, **ppi)
 **ppi++      // то же самое, что: (*(*ppi))++ или: *(*ppi)++
 fmt.Println(z, *pi, **ppi)
 
 Вывод:
 37 37 37
 38 38 38
Еще пример:

 i := 9
 j := 5
 product := 0
 swapAndProduct1(&i, &j, &product)
 fmt.Println(i, j, product)
 
 func swapAndProduct1(x, y, product *int) {
   if *x > *y {
   *x, *y = *y, *x
   }
   *product = *x * *y // The compiler would be }
 }
 
 Вывод:
 5 9 45
Последняя функция может быть переписана более понятным языком, но у нее будет минус - она своп делает не по месту, а создает для этого локальные переменные:

 func swapAndProduct2(x, y int) (int, int, int) {
   if x > y {
   x, y = y, x
   }
   return x, y, x * y
 }
Для того чтобы в go создать переменную-указатель и присвоить ей значение, есть два варианта - обычный стандартный и с помощью оператора new() . Рассмотрим пример со структурой:

 type composer struct {
   name string
   birthYear int
 }
 
 antónio := composer{"António Teixeira", 1707}	         // composer value
 agnes := new(composer) 				 // pointer to composer
 agnes.name, agnes.birthYear = "Agnes Zimmermann", 1845
 julia := &composer{}  				         // pointer to composer
 julia.name, julia.birthYear = "Julia Ward Howe", 1819
 augusta := &composer{"Augusta Holmès", 1847}            // pointer to composer
 fmt.Println(antónio)
 fmt.Println(agnes, augusta, julia)
 
 Вывод:
 {António Teixeira 1707}
 &{Agnes Zimmermann 1845} &{Augusta Holmès 1847} &{Julia Ward Howe 1819}
Следующий пример показывает, что когда в функцию передаются референсные типы, такие, как слайсы и мапы, все изменения, которые с ними происходят внутри функции, будут видны снаружи:

 grades := []int{87, 55, 43, 71, 60, 43, 32, 19, 63}
 inflate(grades, 3)
 fmt.Println(grades)
 
 func inflate(numbers []int, factor int) {
   for i := range numbers {
     numbers[i] *= factor
   }
 }
 
 Вывод:
 [261 165 129 213 180 129 96 57 189]
Если же мы передадим в функцию структуру, изменения внутри функции снаружи видны не будут, поскольку структура - это value-тип. Но если мы передадим в функцию ссылку на структуру, то будут:

 type rectangle struct {
   x0, y0, x1, y1 int
   fill  color.RGBA
 }
 
 rect := rectangle{4, 8, 20, 10, color.RGBA{0xFF, 0, 0, 0xFF}}
 fmt.Println(rect)
 resizeRect(&rect, 5, 5)
 fmt.Println(rect)
 
 func resizeRect(rect *rectangle, Δwidth, Δheight int) {
   (*rect).x1 += Δwidth    // Ugly explicit dereference
   rect.y1 += Δheight      // . automatically dereferences structs
 }
 
 Вывод:
 {4 8 20 10 {255 0 0 255}}
 {4 8 25 15 {255 0 0 255}}
Массив в go - это коллекция фиксированного размера. Пример:

 var buffer [20]byte
 var grid1 [3][3]int
 grid1[1][0], grid1[1][1], grid1[1][2] = 8, 6, 2
 grid2 := [3][3]int{{4, 3}, {8, 6, 2}}
 cities := [...]string{"Shanghai", "Mumbai", "Istanbul", "Beijing"}
 cities[len(cities)-1] = "Karachi"
 fmt.Println("Type Len Contents")
 fmt.Printf("%-8T %2d %v\n", buffer, len(buffer), buffer)
 fmt.Printf("%-8T %2d %q\n", cities, len(cities), cities)
 fmt.Printf("%-8T %2d %v\n", grid1, len(grid1), grid1)
 fmt.Printf("%-8T %2d %v\n", grid2, len(grid2), grid2)
 
 Вывод:
 Type           Len    Contents
 [20]uint8      20     [0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0]
 [4]string      4      ["Shanghai" "Mumbai" "Istanbul" "Karachi"]
 [3][3]int      3      [[0 0 0] [8 6 2] [0 0 0]]
 [3][3]int      3      [[4 3 0] [8 6 2] [0 0 0]]
Слайс в go - это коллекция переменного размера. У него есть функция append(). Хранимые обьекты по умолчанию должны быть одного типа, но нам никто не мешает создать массив или слайс пустых интерфейсов, и можно будет хранить обьекты произвольного типа, Проблемы будут на этапе извлечения элементов, Слайсы можно создавать двумя способами - стандартным и встроенной функцией make(), с помощью которой кстати также можно создавать мапы и каналы. У слайса есть две встроенных функции - len() и cap(). cap() отличается от len() тем, что равен максимально возможному числу элементов. Пример:

 s := []string{"A", "B", "C", "D", "E", "F", "G"}
 t := s[2:6]
 fmt.Println(t, s, "=", s[:4], "+", s[4:])
 s[3] = "x"
 t[len(t)-1] = "y"
 fmt.Println(t, s, "=", s[:4], "+", s[4:])
 
 Вывод:
 [C D E F] [A B C D E F G] = [A B C D] + [E F G]
 [C x E y] [A B C x E y G] = [A B C x] + [E y G]
Пример:

 buffer := make([]byte, 20, 60)
 grid1 := make([][]int, 3)
 for i := range grid1 {
     grid1[i] = make([]int, 3)
 }
 grid1[1][0], grid1[1][1], grid1[1][2] = 8, 6, 2
 grid2 := [][]int{{4, 3, 0}, {8, 6, 2}, {0, 0, 0}}
 cities := []string{"Shanghai", "Mumbai", "Istanbul", "Beijing"}
 cities[len(cities)-1] = "Karachi"
 fmt.Println("Type Len Cap Contents")
 fmt.Printf("%-8T %2d %3d %v\n", buffer, len(buffer), cap(buffer), buffer)
 fmt.Printf("%-8T %2d %3d %q\n", cities, len(cities), cap(cities), cities)
 
 Вывод:
 Type		Len	Cap	 Contents
 []uint8 	20 	60 	[0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0]
 []string 	4	4       ["Shanghai" "Mumbai" "Istanbul" "Karachi"]
Для итерации слайсов используется цикл for ... range:

 amounts := []float64{237.81, 261.87, 273.93, 279.99, 281.07, 303.17,231.47, 227.33, 209.23, 197.09}
 sum := 0.0
 for _, amount := range amounts {
   sum += amount
 }
 fmt.Printf("Σ %.1f → %.1f\n", amounts, sum)
 
 Вывод:
 Σ [237.8 261.9 273.9 280.0 281.1 303.2 231.5 227.3 209.2 197.1] → 2503.0
Если мы хотим модифицировать сам слайс прямо во время его итерации:

 for i := range amounts {
   amounts[i] *= 1.05
   sum += amounts[i]
 }
Итерация слайса, состоящего из структур - здесь возможна модификация слайса, поскольку итерируется указатель на слайс:

 type Product struct {
   name string
   price float64
 }
 
 func (product Product) String() string {
   return fmt.Sprintf("%s (%.2f)", product.name, product.price)
 }
 
 products := []*Product{{"Spanner", 3.99}, {"Wrench", 2.49},{"Screwdriver", 1.99}}
 fmt.Println(products)
 for _, product := range products {
   product.price += 0.50
 }
 fmt.Println(products)
 
 Вывод:
 [Spanner (3.99) Wrench (2.49) Screwdriver (1.99)]
 [Spanner (4.49) Wrench (2.99) Screwdriver (2.49)]
Функция append() добавляет новый элемент в слайс:

 s := []string{"A", "B", "C", "D", "E", "F", "G"}
 t := []string{"K", "L", "M", "N"}
 u := []string{"m", "n", "o", "p", "q", "r"}
 s = append(s, "h", "i", "j") // Append individual values
 s = append(s, t...) // Append all of a slice's values
 s = append(s, u[2:5]...) // Append a subslice
 b := []byte{'U', 'V'}
 letters := "wxy"
 b = append(b, letters...) // Append a string's bytes to a byte slice
 fmt.Printf("%v\n%s\n", s, b)
 
 Вывод:
 [A B C D E F G h i j K L M N o p q]
 UVwxy
Для того, чтобы вставить элемент в произвольное место слайса, прийдется писать функцию:

 s := []string{"M", "N", "O", "P", "Q", "R"}
 x := InsertStringSliceCopy(s, []string{"a", "b", "c"}, 0) // At the front
 y := InsertStringSliceCopy(s, []string{"x", "y"}, 3) // In the middle
 z := InsertStringSliceCopy(s, []string{"z"}, len(s)) // At the end
 fmt.Printf("%v\n%v\n%v\n%v\n", s, x, y, z)
 
 func InsertStringSliceCopy(slice, insertion []string, index int) []string {
   result := make([]string, len(slice)+len(insertion))
   at := copy(result, slice[:index])
   at += copy(result[at:], insertion)
   copy(result[at:], slice[index:])
   return result
 }
 
 Вывод:
 
 [M N O P Q R]
 [a b c M N O P Q R]
 [M N O x y P Q R]
 [M N O P Q R z]
Функция вставки может иметь следующий вид - ее отличие от предыдущего варианта в том, что она меняет существующий слайс, в то время как предыдущая создает новый:

 func InsertStringSlice(slice, insertion []string, index int) []string {
   return append(slice[:index], append(insertion, slice[index:]...)...)
 }
Можно удалять элементы из слайса с произвольной позиции:

 s := []string{"A", "B", "C", "D", "E", "F", "G"}
 s = s[2:] // Remove s[:2] from the front
 fmt.Println(s)
 
 Вывод:
 [C D E F G]
 
 s := []string{"A", "B", "C", "D", "E", "F", "G"}
 s = s[:4] // Remove s[4:] from the end
 fmt.Println(s)
 
 Вывод:
 [A B C D]
 
 s := []string{"A", "B", "C", "D", "E", "F", "G"}
 s = append(s[:1], s[5:]...) // Remove s[1:5] from the middle
 fmt.Println(s)
 
 Вывод:
 [A F G]
Стандартная библиотека содержит функции сортировки слайсов, состоящих из чисел или строк.

 files := []string{"Test.conf", "util.go", "Makefile", "misc.go", "main.go"}
 fmt.Printf("Unsorted: %q\n", files)
 sort.Strings(files) // Standard library sort function
 fmt.Printf("Underlying bytes: %q\n", files)
 SortFoldedStrings(files) // Custom sort function
 fmt.Printf("Case insensitive: %q\n", files)
 
 func SortFoldedStrings(slice []string) {
   sort.Sort(FoldedStrings(slice))
 }
 
 type FoldedStrings []string
 
 func (slice FoldedStrings) Len() int { return len(slice) }
 
 func (slice FoldedStrings) Less(i, j int) bool {
   return strings.ToLower(slice[i]) < strings.ToLower(slice[j])
 }
 
 func (slice FoldedStrings) Swap(i, j int) {
   slice[i], slice[j] = slice[j], slice[i]
 }
 
 Вывод:
 Unsorted:["Test.conf" "util.go" "Makefile" "misc.go" "main.go"]
 Underlying bytes: ["Makefile" "Test.conf" "main.go" "misc.go" "util.go"]
 Case insensitive: ["main.go" "Makefile" "misc.go" "Test.conf" "util.go"]
Найти в слайсе индекс по значению можно без всяких функций:

 files := []string{"Test.conf", "util.go", "Makefile", "misc.go", "main.go"}
 target := "Makefile"
 for i, file := range files {
   if file == target {
     fmt.Printf("found \"%s\" at files[%d]\n", file, i)
     break
   }
 }
 
 Вывод:
 found "Makefile" at files[2]
С использованием стандартных поисковых функций:

 sort.Strings(files)
 fmt.Printf("%q\n", files)
 i := sort.Search(len(files),
   func(i int) bool { return files[i] >= target })
 if i < len(files) && files[i] == target {
   fmt.Printf("found \"%s\" at files[%d]\n", files[i], i)
 }
 
 Вывод:
 ["Makefile" "Test.conf" "main.go" "misc.go" "util.go"]
 found "Makefile" at files[0]
Map - неотсортированная коллекция пар ключ-значение не-фиксированного размера. В качестве ключа используются встроенные типы. Мапы, или словари - это ссылочный тип. Поиск по ключу в мапах шустрее линейного поиска. Ключи в мапах должны быть одного типа, равно как и значения. Операции над мапами:

 m[k] = v
 delete(m, k)
 v := m[k]
 v, found := m[k] 
 len(m)
Мапы создаются с помощью функции make:

 massForPlanet := make(map[string]float64) // Same as: map[string]float64{}
 massForPlanet["Mercury"] = 0.06
 massForPlanet["Venus"] = 0.82
 massForPlanet["Earth"] = 1.00
 massForPlanet["Mars"] = 0.11
 fmt.Println(massForPlanet)
 
 Dsdjl^
 map[Venus:0.82 Mars:0.11 Earth:1 Mercury:0.06]
В качестве ключа в мапах также можно использовать указатели:

 type Point struct{ x, y, z int }
 
 func (point Point) String() string {
   return fmt.Sprintf("(%d,%d,%d)", point.x, point.y, point.z)
 }
 
 triangle := make(map[*Point]string, 3)
 triangle[&Point{89, 47, 27}] = "α"
 triangle[&Point{86, 65, 86}] = "β"
 triangle[&Point{7, 44, 45}] = "γ"
 fmt.Println(triangle)
 
 Вывод:
 map[(7,44,45):γ (89,47,27):α (86,65,86):β]
Более того, в go позволительно в качестве ключа использовать структуру:

 nameForPoint := make(map[Point]string) // Same as: map[Point]string{}
 nameForPoint[Point{54, 91, 78}] = "x"
 nameForPoint[Point{54, 158, 89}] = "y"
 fmt.Println(nameForPoint)
 
 Вывод
 map[(54,91,78):x (54,158,89):y]
Итерация мапов:

 populationForCity := map[string]int{"Istanbul": 12610000,
     "Karachi": 10620000, "Mumbai": 12690000, "Shanghai": 13680000}
 for city, population := range populationForCity {
     fmt.Printf("%-10s %8d\n", city, population)
 }
 
 Вывод:
 Shanghai        13680000
 Mumbai          12690000
 Istanbul        12610000
 Karachi         10620000
Для того чтобы вывести значения мапа в алфавитном порядке, нужно скопировать мап в слайс, потом отсортировать слайс:

 cities := make([]string, 0, len(populationForCity))
 for city := range populationForCity {
   cities = append(cities, city)
 }
 
 sort.Strings(cities)
 for _, city := range cities {
   fmt.Printf("%-10s %8d\n", city, populationForCity[city])
 }
 
 Вывод:
 Beijing        11290000
 Istanbul       12610000
 Karachi        11620000
 Mumbai         12690000

Оставьте свой комментарий !

Ваше имя:
Комментарий:
Оба поля являются обязательными

 Автор  Комментарий к данной статье