blog.iakovlev.org
  04.12.2015

Карл Густав Юнг

Ка́рл Гу́став Юнг (26.07.1875, Швейцария — 06.06.1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности.

Аналитическая психология является ответвлением от ортодоксального психоанализа Фрейда и противопоставляется ему. На первый план выдвигается доминирование бессознательного. Основное отличие аналитической психологии от психоанализа – в объяснении сущности и природы бессознательного, биологическое понимание которого, в отличие от Фрейда, заменено трактовкой бессознательного как сугубо психологического понятия. Инстинкты человека, по Юнгу, имеют не биологическую, а символическую природу. Различается личное бессознательное (все забытое, вытесненное человеком) и коллективное бессознательное, складывающееся из архетипов. Архетипы проявляются в виде символов и характеризуют мотивы бессознательного. Для анализа архетипов используются сновидения, мифология, религия. В архетипах Юнг видел переживания предков ныне живущих людей. В психике человека коллективное, в том числе расовое, бессознательное доминирует над личным.

Архетипы (в переводе с греческого «древние отпечатки»), по К.Г.Юнгу, – это гипотетические универсальные перво­об­разы, выступающие одновременно как элементы коллек­тивного бессознательного и движущие силы индивидуального развития, связанные с инстинктами и наиболее архаическими психологическими тен­денциями и представляющие наследуемую часть психики. В отличие от со­держаний личностного бессознательного (комплексов), архетипы имеют не индивидуальную, а всеобщую природу. Непредставимые сами по себе, они проявляются в соз­нании «следствиями самих себя», т.е. в каче­стве сформи­рованных ими архе­типических образов, мотивов и идей. Эти первообразы причудливо переплетаются в сновидениях и фантазиях современных людей и, одновременно, обнаруживаются в древнейших мифах, религиозной символике, сказах, фольклоре, в других формах коллективного опыта и творчества. Примерами архетипических образов могут служить универсальный образ Бога-Творца – стержневой элемент всех космологических систем древности, архетипический Герой, сражающийся с каким-либо чудовищем, как правило, с Драконом, Мудрый старец как воплощение коллективного опыта, Простодушный или Дурак, фигурирующий в сказках самых разных народов мира и т.д. Выделяются также универсальные мотивы или темы (мифологемы), такие как [грехо]падение, ад и рай, священный брак, смерть-возрождение, превращение и другие.

Среди предшественников Юнга, оказавших значительное влияние на разработку теории архетипов, в первую очередь, принято упоминать Пла­тона, как создателя учения об эйдосах или изначальных идеях, предваряющих опыт и определяющих форму и сущность всех вещей. Сам Юнг в работе «Об архетипах коллективного бессознательного» (1936) выделяет Фи­лона Александрийского, как первого из философов поздней античности, ис­пользовавшего термин «архетип» для характеристики imago Dei – «образа Бога», запечатленного в душе человека.

К возможным источникам влияния следует отнести учение И.Канта об априрорных (предшествующих опыту) формах мышления и организации знаний, о фундаментальных категориях (пространство, время, причинность), посредством которых структурируется чувственный опыт, синтезируются и упорядочиваются представления о мире. Врожденные (априорные) категории Канта, определяющие общую композицию или структуру всего, что есть в чувствах (восприятии), близки по смыслу к юнговскому понятию «архетипа». Вместе с тем, значительное влияние на развитие юнговских представле­ний об архетипах коллективного бессознательного оказали философские идеи А.Шопенгауэра, писавшего о так называемых «прототипах» или «исходных формах всех вещей, которые только и являются истинно сущими».

Теория архетипов начинает складываться в 1912 г., когда Юнг вводит понятие «первообразы» (или «первичные образы») для обозначения устойчи­вых моделей восприятия и воображения, которые, по его мнению, выявля­ются как в мифах, легендах и сказках разных народов, так и в бессознатель­ной продукции (сны, фантазии, галлюцинации, бред) психотических пациен­тов, проходивших лечение в швейцарской клинике Бургхольц, где работал и проводил свои исследования Юнг. В 1917 г. Юнг писал о безличных доми­нантах бессознательного, как об «узловых точках психики», вокруг которых концентрируются образы и под влиянием которых происходит распределе­ние психической энергии. В работе 1919 г. «Инстинкт и бессозна­тельное» термин «архетип» впервые получает научное обоснование и широ­кое освещение.

С введением понятия архетипа связан ряд важнейших для становления глубинной психологии поворотных моментов:
1. Выделение коллективного измерения психического наряду с инди­видуальным (биографическим) опытом и акцентирование культурно-истори­ческих аспектов развития психики, наряду с биологическими или психосек­суальными.
2. Констатация врожденности и наследуемости архетипов.
3. Установление связи архетипа и инстинкта. Юнг рассматривал архе­типы как психологические аналоги или корреляты инстинктов. По его мне­нию, архетип и инстинкт являются основополагающими и выполняют во многом аналогичные функции (инстинкт – в сфере первичных влечений, ар­хетип – в области восприятия и воображения), в силу чего эти понятия зани­мают сходное положение в психологии и биологии соответственно.
4. Признание относительной автономности архетипов. В теории Юнга архетипы трактуются как могущественные психические инстанции, в значи­тельной мере независимые от Эго-сознания. Юнг утверждал даже, что в жизни индивида эти факторы коллективного бессознательного могут прояв­ляться в качестве активных «субъектов», захватывая власть над сознанием и направляя индивидуальное поведение.
( Более подробно можно почитать у Филатова Ф.Р. : Введение в аналитическую психологию К.Г. Юнга )


В 1920 году впервые увидел свет фундаментальный труд Юнга "Психологические типы". Первый русский перевод появился почти 10 лет спустя. Надо сказать, что в советское время Юнг у нас был в своеобразном забвении, издавались только какие-то отдельные труды и по частям. Далее идет краткое изложение "Психологических типов".

В качестве эпиграфа Юнг приводит цитату Генриха Гейне о Платоне и Аристотеле, которые символизируют два основных типа человеческих натур - с одной стороны, натуры мечтательные и мистические, с другой стороны, натуры практические и приводящие все в порядок.

Юнг выделяет в человеческой природе два основных типа - интроверты и экстраверты. Такое разделение типов известно еще со времен Гете. Основной принцип, по которому различаются эти типы, основан на том, куда направлен наш интерес - на обьект или на субект. Для интроверта субьект всегда имеет первостепенное значение. Для экстраверта наоборот - обьект всегда преобладает над субьектом. Каждому человеку, всем нам свойственны оба механизма, один сменяет другой. Нет чистых интровертов или чистых экстравертов. Но между этими механизмами как правило нет гармонии. Один механизм всегда превалирует над другим.

Но природу человека нельзя уложить в рамки интроверсии-экстраверсии. У человека есть несколько основных психологических функций, которые также являются критериями разделения людей на основные типы. Эти функции зовутся:
1. Мышление
2. Чувство
3. Ощущение
4. Интуиция.

В соответстви с этим Юнг строит другую классификацию человеческих типов - мыслительную, чувствующую, ощущающую и интуитивную. Причем каждый из этих типов может быть интровертным либо экстравертным. Простая арифметика нам подсказывает, что Юнг делит все человеческие психологические типы на восемь базовых категорий.

Юнг подвергает сомнению тот факт, что обьективная психология как наука существовала в древние или средние века. Чем глубже мы смотрим в историю, тем боле убеждаемся в том, что личность исчезает под покровом коллективности. С точки зрения истории первым олицетворением интроверта стал некто Тертуллиан - человек, живший в Карфагене во 2 веке нашей эры. До 35 лет он предавался чувственной жизни, после чего стал ярым христианином. Он написал большое количество трудов на латыни, которые стали позднее каноническими церковными абсолютами. Он постоянно отчуждался от того, чему был предан ранее. Этика его была крайне строга и сурова. Он предписывал искать мученичество, избегать второго брака, требовал, чтобы женщины скрывали свое лицо под фатой. Он беспощадно боролся с философией и наукой. Он отвергал обьективные знания и полагался только на переживаемые им факты своего внутреннего мира. Тертуллиан пожертвовал интеллектом ради чувств, ради веры. Его противоположностью является Ориген, который жил примерно в то же время. Он оскопил себя, чтобы разорвать связь между чувством и ощущением с одной стороны и обьектом с другой. Жизнь обоих сложилась в итоге неудачно - Тертулиан до конца жизни был в гонениях со стороны все той же церкви, а Ориген в конце жизни погиб от церковных пыток. Жертвы, принесенные Тертулианом и Оригеном, вообще характерны для начала новой эры, эры Дренего Рима, Тогда все были охвачены жаждой искупления, искали ответ на вопрос, почему человеку живется так плохо на земле, Христианство, появившееся в начале нашей эры, уничтожает античные культурные ценности. Бессознательное начало, т.н. вера бесповоротно берет верх над научным мировоззрением древних греков и воцаряется на тысячелетие как незыблимый канон.

Развитие психологии как науки в 20 веке связано прежде всего с именем Фрейда. По мнению Фрейда, человек - это клубок несовместимых желаний. По Фрейду, среда, воспитание, обьективные условия мешают человеку свободно выражать свои влечения. У Фрейда основной схемой является сексуальность как наиболее сильное выражение отношений между субьектом и обьектом.

Юнг отдает дань Фридриху Шиллеру, которым был первым, кто предпринял первую попытку классифицировать психологические типы. В 1795 году Шиллер написал статью "Об эстетическом воспитании человека". Сам Шиллер был больше интровертом. В этой статье Шиллер выступает как мыслитель, а не поэт. Основной причиной разделения Шиллер считает процесс диффренциации, разделение труда другими словами. Шиллер говорит, что современная ему цивилизация полностью подавляет индивида. Мир устроен так, что он механически использует какую-то отдельную функцию человека. Вследствии этого современный человек опускается до уровня своей функции. Общество представляет из себя высокоразвитую как никогда в истории коллективную культуру. которая все более подавляет индивидуальную культуру. Существует глубокая пропасть между тем, что человек есть, и тем, что он представляет. Функция человека развита, индивидуальность - нет. Шиллер восклицает: Неужели же назначение человека состоит в том, чтобы ради известной цели пренебречь самим собою? Неужели же природа отнимает ради своих целей у нас совершенство, которое предписывает нам в своих целях разум? В нашей власти восстановление этой уничтоженной целостности нашей природы. Шиллер, разделив всех поэтов на наивных и сентиментальных, затем обобщает и переходит к формулировке двух наиболее общих психологических типов человека - это тип реалиста и тип идеалиста, что по аналогии соответствует теории интроверсии-экстраверсии самого Юнга.

Юнг разбирает работу Ницше Рождение Трагедии. Ницше в ней сформулировал новые типы человеческой психики. Основную пару противоположностей Ницше называет Аполлонически-Дионисийской. У древних греков было два бога искусств - Аполлон и Дионис. Первый был богом пластических образов и танцев, второй - музыки. Аполлона Ницше называет богом сновидений, Дионисия - богом опьянения. Под сновидением Ницше понимает внутреннее видение, Аполлон парит над иллюзорным блеском красоты, он бог всех сил, творящих образами. Он есть мера, ограничение и господство над всем диким и неукрощенным. Аполоннизм есть восприятие внутренних образов красоты, меры и чувств, Это состояние интроспекции, состояние созерцания - одним словом, это состояние интроверсии. Дионисий наоборот означает освобождение влечения, взрыв необузданной динамики животной природы. Дионисизм подразумевает полное освобождение от индивидуальности и соединение всех со всеми. Ницше выводит два психологических типа - это интуитивный тип и тип ощущающий. Их можно было бы назвать одним словом - эстетический тип. Интуитивный тип возводит бессознательное восприятие до такого уровня, когда он начинает приспособляться к внешнему миру. Делает он это благодаря бессознательным директивам. Ощущающий тип есть противоположность интуитивного, его психология ориентируется на влечения и ощущения, и он всецело зависит от реальных раздражителей.

Юнг сравнивает западную религию с восточной индийской и говорит, что первая представлена Богом или спасителем, который из любви к нам устраняет раскол внутри человека по какому-то собственному решению, как ему заблагорассудится, по скрытым от нас основаниям. Восточная индийская религия нашла путь избавления от страданий, который всецело зависит от самого человека и его воли. Юнг раскрывает брахманистическое понимание противоположностей. В санскрите есть термин, означающий пару противоположностей - двандва - dvandva. Оно обозначает любую противоположную пару - например, мужчину и женщину, страдание и удовольствие, желание и гнев, любовь и ненависть, честь и позор. Задача человека заключается в том, чтобы не позволять противоположностям оказывать на себя давление, и освобождение от противоположностей ведет к спасению. Есть другой санскритский термин - nirdvandva - буквально - свобода от противоположностей. Брахман - с одной стороны, это бог, творец мира и создатель противоположностей. С другой стороны - это божественная сущность, некое психологическое состояние. Но это также и процесс. Если обобщить, то можно сказать, что брахман - это: 1. молитва 2. заклинание 3. священное слово 4. священное знание или веда 5. святой образ жизни Человек, встав на путь индийской религии, вызывает в себе такое психологическое состояние, когда внимание отсекается от противоположностей, что приводит к понижению сознания вообще, поднимает уровень бессознательного, оживляет исконные древние образы, которые в силу их древности имеют сверх-человеческий характер.

Далее Юнг рассматривает китайскую философию и в частности путь Дао, который есть ни что иное, как путь между противоположностями. Понятие Дао обычно связывают с именем Лао_Цзы, китайского философа, родившегося в 604 году до рождества Христова. Дао имеет много значений, таких, как: путь, метод, принцип, сила природы или жизненная сила, причина всех явлений, бог. Лао-цзы так говорит о Дао в книге Дао-дэ-цзин: было нечто совершенное, что появилось раньше неба и земли. Можно считать его матерью всех вещей. Кто всегда свободен от вожделений, тот созерцает его сущность. Дао распадается на две противоположности: ян и инь. Ян - небо, тепло, свет. мужское начало. Инь - земля, холод, тьма, женское начало. Из ян происходит шен - небесная часть души, из Инь происходит квей - земная часть души. Небо, человек и земля - три основных элемента мира, или сан-тсай. Раздвоение человеческой души на душу шен и душу квей есть великая психологическая истина. Существование двух противоположных тенденций, вовлекающих человека в крайние установки, и требует противовеса - Дао. Дао - это рациональная величина, и Лао-цзы предупреждает, что человек не может ничего сделать для того, чтобы приблизиться к Дао - сделать в западном смысле этого слова.

Далее Юнг дает общее описание типов. По его классификации люди делятся на интровертов и экстравертов, причем это характерно для всех слоев населения - как для рабочих и крестьян, так и для аристократии, как для женщин, так и для мужчин. Скорее всего, как говорит Юнг, противоположность этих типов имеет биологические причины. С биологической точки зрения отношения субьекта и обьекта есть всегда отношение приспособления. Природа знает два механизма приспособления - либо это повышенная плодовитость при относительной слабости индивида, либо вооружение индивида средствами защиты. И этот механизм приспособления по мнению Юнга и есть основа двух типов приспособления. Интроверт всегда защищается от внешних влияний, а экстраверт наоборот растрачивает энергию и внедряется во все что можно. Двое детей у одной и той же матери при нормальных условиях воспитания уже в раннем возрасте могут обнаружить разные психологические установки. Т.е. воспитание здесь не играет ключевую роль.

Юнг опредеялет экстраверта по его способности жить так, как это непосредственно соответствуе обьективным условиям. Он живет так, что обьект в его сознании играет более важную роль, нежели его субьективное воззрение. Его внутренний мир подчиняется внешним требованиям, хотя и не без борьбы, и эта борьба всегда кончается в пользу обьективных условий. Опасность для экстраверта заключается в том, что он вовлекается в обьекты и совершенно теряет себя самого. Например, у скромного человека, который очень быстро достигает влиятельного положения, появляются, как говорит Юнг, все симптомы горной болезни. Или человек, который своими трудами создал большое торговое дело, но больше не в состоянии его поддерживать, становится жертвой нервной жажды, которые доводят его до алкоголизма. Основная форма невроза у экстравертов - это истерия, проявляющаяся в постоянной тенденции делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. При этом бессознательное, как подчеркивает Юнг, является компенсатором у экстраверта и носит противоположный интровертный характер. У экстраверта бессознательная энергия концентрируется на субьективном моменте, на потребностях, которые сознательно подавлены или вытеснены. Человек всегда несет с собой две истории - свою собственную и историю всего человечества. Бессознательные мысли, желания, потребности, чувства экстраверта всегда имеют примитивный инфальтильный эгоцентический характер. Чем меньше их признают, тем инфантильнее они становятся. Когда у бессознательных тенденций отнимают энергию, они становятся деструктивными. Чем большим является человек, тем болше он загоняет собственные инстинкты в ловушку.

Далее Юнг рассуждает о роли основных психологических функций у экстраверта. Как я уже говорил, у Юнга этих функций четыре - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Как правило у индивидуума одна из этих функций преобладает над остальными.

Вначале Юнг рассмтривает мыслящего интроверта. Мышление у экстраверта ориентируется по обьекту, оно основано на общих и обьективно переданных идеях. Но кроме этого также существует и интровертное мышление. Юнг говорит о том, что любое мышление о любом обьекте всегда имеет также отношение и к субьекту. Если мы стремимся придать своим мыслям обьективное направление, то мы не можем прекратить параллельный субьективный процесс, который имеет тенденцию ассимилировать обьективные данные субьекту. Разделить эти два типа мышления совсем невозможно. У мыслящего экстраверта в первую очередь подвергнутся подавлению все зависяще от чувства жизненные формы, такие, как эстетические занятия, культ дружбы и т.д. Эти формы не могут быть полностью выключены, они могут быть значительно искажены. В результате у пациента, как сказал бы врач-психолог, обнаруживается пренебрежение к собственному здоровью, начинается разлад в семье. Вообще, кстати, мыслящие экстраверты более характерны для мужчин, чем для женщин. В целом, мышление экстравертного мыслительного типа в основном позитивно, то есть оно продуктивно. Оно ведет или к новым фактам, или к общим концепциям разрозненного опытного материала. Но оно также может быть и негативным, в случае, когда доминирующей психологической функцией является не мышление, а чувство, ощущение или интуиция.

Далее Юнг рассматривает чувствующего экстраверта. Наиболее яркие представителя этого типа встречаются среди особ женского пола. Их чувства согласуются с обьективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Это нигде не проявляется так ясно, как в выборе обьекта любви: любят подходящего мужчину, и подходит он не по субьективным причинам, а потому, что отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущества. Чувство любви у такой женщины - подлинное, таких разумных браков бесчисленное множество, и они не самые плохие. Мыщление у такого типа по возможности подавляется. Но оно целиком не вытесняется, а становится рабом чувства. И вытесняется оно в бессознательное. Бессознательное мышление всплывает наружу в виде навязчивых идей, имеющих негативный характер.

Следующая разновидность экстраверта - ощущающая. Нет такого типа, которы мог бы сравниться с нима в реализме. Ощущение означает для него полноту действительной жизни. Его желание направлено на конкретное наслаждение. Истинное наслаждение имеют свою собственную иораль, самоотрешенность и готовность к жертве. В обычной жизни это может быть как веселым собутыльником, так и эстетом с высоким вкусом. Человек такого типа не простой сластолюбец, он только желает наиболее сильных ощущений, которые всегда должен получать извне. То, что происходит у него внутри, кажется ему болезненным и негодным. Но чем больше ощущение преобладает, тем более неприятен становится такой тип. Со временем он превращается в искателя наслаждений или рафинированного эстета.

Далее Юнг рассматривает инуитивного экстраверта. Интуиция есть бессознательный процесс, не постигаемый сознанием. Интуиция, равно как и ощущение, есть не только восприятие и созерцание обьекта, но также и активный процесс, который столько же вносит в обьект, сколько и извлекает из него. Вообще интуиция как функция заключается в передаче образов или представлений, которые с помощью других психологических функций недостижимы. При этом более всего из этих функций подавляется ощущение. В отличие от ощущения, интуиция всегда пытается ухватить возможность в обьекте. Она срабатывает автоматически, когда другие функции не срабатывают. Интуитивный человек никогда не находится там, где существуют реальные ценности, он пребывает там, где существуют возможности. Он с энтузиазмом берется за новые обьекты и пути, но как только их развитие заканчивается, он бросает их. Мораль такого типа такова, что он мало считается с благополучием окружающей среды, благосостояние не является для него аргументом, у него нет уважения к убеждениям и жизненным принципам окружающих, и его зачастую считают безнравственным аванттюристом. К такому типа относятся люди рисковых профессий - биржевики, бизнесмены, продюсеры, политики и т.д. Юнг говорит, что возможно этот тип чаще встречается среди женщин, чем среди мужчин. В обществе такие типы могут играть необыкновенно важную роль. н может оказаться инициатором и катализатором важнейших общественных начинаний. Обычно люди такого типа легко растрачивают свою жизнь. Они остаются как правило ни с чем, а результаты его деятельности пожинают другие. В личной жизни зачастую такие типы связываются с неподходящими для них людьми.

Мыслящего экстраверта и чувствующего экстраверта Юнг относит к рациональным типам. Ощущающего экстраверта и интуитивного экстраверта Юнг относит к иррациональным типам. Иррациональные - не значит неразумные, они скорее - эмпиричные, поскольку основаны исключительно на опыте, а суждения не поспевают за опытом и влачат бессознательное состояние. У иррациональных типов такие суждения обычно имеют форму умничания, бессердечных рассуждений

Психические отношения между разными типами в современной психиатрии носит название раппорт, этот термин заимствован у французской школы гипноза. Раппорт состоит прежде всего в чувстве существующего согласия. В современном обществе проблема человеческих отношений решается преимущественно или даже исключительно на экстравертной основе. Что это значит ? Это значит, что никого не интересует, что вы представляете из себя внутри как субьект, гораздо важнее - что вы представляет из себя как обьект, т.е. какое вы имеете положение в обществе, какой у вас счет в банке, как вы выглядите, какое у вас состояние и т.д.

Теперь переходим к интровертам. Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном, как экстравертный, а на субъективных факторах. Никогда не следует забывать , что всякое восприятие и познавание обусловлено не только объективно, но и субъективно. Мир существует не только сам по себе, но и так, как он мне является. Субъект есть человек, субъект — это мы. Поскольку субъективный фактор есть нечто столь же неумолимо данное, как протяженность моря и радиус земли, постольку и субъективный фактор притязает на все значение мироопределяющей величины, которая никогда и нигде не может быть скинута со счета. Субъективный фактор есть второй мировой закон, и тот, кто основывается на нем, тот имеет столь же верную, длительную и значащую основу, как и тот, кто ссылается на объект. Интровертная установка следует наследственно данной психологической структуре, которая является величиной, присущей субъекту от рождения, она есть психологическая структура субъекта до всякого развития его эго.

Далее Юнг раскрывает понятие архетипа. Архетип есть символическая формула, которая начинает функционировать всюду там, где или еще не существует сознательных понятий, или же где таковые по внутренним или внешним основаниям вообще невозможны. или внешним основаниям вообще невозможны. Содержания коллективного бессознательного представлены в сознании как ярко выраженные склонности и понимание вещей. Обычно они воспринимаются индивидом как обусловленные объектом, что, в сущности ошибочно, ибо они имеют источником бессознательную структуру психики, а воздействие объекта их только вызывает.

После этого Юнг переходит к интровертному типу. Интровертное мышление ориентируется прежде всего на субъективном факторе. Мышление может быть занято конкретными или абстрактными величинами, но в решительный момент оно всегда ориентируется на субъективно данном. Мышление интроверта выдвигает вопросы и теории, оно открывает перспективы и направляет взор вглубь, но к фактам оно относится со сдержанностью. Для этого мышления факты имеют второстепенное значение, а преобладающую ценность имеет для него развитие и изложение субъективной идеи, изначального символического образа, который более или менее туманно вырисовывается пред его внутренним взором. Интровертное мышление обнаруживает опасную склонность втискивать факты в форму своего образа или, более того, игнорировать их, для того чтобы иметь возможность развернуть свой фантастический образ. Такое мышление становится мистическим и совершенно настолько же бесплодным, как мышление, разыгрывающееся исключительно в рамках объективных фактов. Как Дарвина можно считать представителем нормального экстравертного мыслительного типа, так Канта, например, можно было бы охарактеризовать как противоположный нормальный, интровертный мыслительный тип. В отличие от экстраверта-мыслителя интроверт-мыслитель стремится внутрь, а не наружу. Работа у него идет с трудом. Обычно он молчалив. Он легко впадает в легковерную переоценку. Он легко становится жертвой честолюбивых женщин. К любой критике он относится отрицательно и тем самым изолирует себя.

Чувствующий интроверт старается не приноровиться к объективному, а поставить себя над ним, для чего он бессознательно пытается осуществить лежащие в нем образы. Чувство интроверта как бы без внимания скользит над объектами, которые никогда не соответствуют его цели. Оно делает людей молчаливыми и труднодоступными, ибо оно, подобно мимозе, свертывается от грубости объекта, чтобы восчувствовать сокровенные глубины субъекта. Для обороны оно выдвигает отрицательные суждения чувства или поразительное равнодушие. В чистом виде такой тип встречается в основном у женщин. Для них подходит характеристика - тихие воды глубоки. Такие женщины способны очаровать экстравертного мужчину, затрагивая его бессознательное.

Рассмотренные два интровертных типа - мыслящий и чувствующий - определяются Юнгом как рациональные, потому что они основаны на функциях разумного суждения. Суммарно западное мировоззрение экстравертно, и интроверт чувствует свое меньшинство. Это навязывает ему психологию угнетенного, заставляет его стать эгоистом.

Следующий тип интроверта - ощущающий - обладает такой особенностью, что объекты совсем не проникают, собственно говоря, в субъект, но будто субъект видит вещи совсем по-иному или видит совершенно иные вещи, чем другие люди. Субъективное восприятие заметно отличается от объективного. Оно производит психическое впечатление, ибо в нем заметны элементы высшего психического порядка. коллективно-бессознательных предпосылках или предрасположениях. Субъективному восприятию присущ характер значительного. Оно говорит что-то большее, чем чистый образ объекта. Такой интроверт ощущает не реальность объекта, а реальность субъективного фактора, и именно изначальных образов, которые в их совокупности представляют собой психический мир зеркальных отображений. Интровертное ощущение передает образ, который не столько воспроизводит объект, сколько покрывает его осадком стародавнего и грядущего субъективного опыта. Этот тип интроверта иррационален. Внешне такие люди спокойны, для них характерно самообладание. Этот тип действует подавляюще на окружающих. Он может стать легкой жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других.

Интуитивный интроверт: у экстравертов интуиция подавляется, а у интроверта наоборот становится определяющей величиной. Она воспринимает все, что происходит на дальних планах сознания. Подобно тому как экстравертный интуитив постоянно чует новые возможности и идет по их следу, не заботясь ни о своем, ни о чужом благополучии и несчастье, небрежно шагая через человеческие отношения и преграды, и, в вечной жажде перемен, разрушает только что воздвигнутое, так интровертный переходит от образа к образу, гоняясь за всеми возможностями, заключенными в творческом лоне бессознательного, и не устанавливая связи между явлением и собою. Как для того, кто лишь ощущает мир, он никогда не становится моральной проблемой, так и для интуитивного мир образов тоже никогда не становится моральной проблемой. Классическим типом интуитивного интроверта является тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением, празднозагубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов.

Ощущающий и интуитивный интроверты относятся к иррациональному типу. Так как их главная деятельность направлена вовнутрь, то вовне не видно ничего, кроме сдержанности, скрытности, безучастия или неуверенности. Таких людей как правило недооценивают или не понимают. Люди такой установки суть своего рода двигатели культуры и воспитатели. Их жизнь поучает большему, чем их слова. Их жизнь и не в последней степени их величайший недостаток — неспособность к коммуникации — объясняют нам одно из великих заблуждений нашей культуры, а именно суеверное отношение к слову и изображению, безмерную переоценку обучения путем слов и методов. Конечно, иррациональные интровертные типы не являются учителями совершенной человечности. Им недостает разума и этики разума, но их жизнь научает другой возможности, отсутствие которой мучительно чувствуется в нашей культуре.

Далее Юнг выдвигает постулат о том, что наряду с первичной психологической функцией у каждого человека имется и вторичная по значению психологическая функция. Причем сущность вторичной функции не должна быть противоположна первичной. функцией может быть лишь такая, сущность которой не противоположна главной функции. Так, например, наряду с мышлением в качестве вторичной функции - как правило - никогда не может выступить чувство, ибо его сущность слишком противоположна мышлению. Мышление может хорошо сочетаться с интуицией или с ощущением. При этом вспомогательная функция возможна и полезна лишь постольку, поскольку она служит главной функции, не притязая при этом на автономию своего принципа.

Далее, после анализа фактического материала, Юнг переходит к определению основных терминов.

1 . Абстракция — есть извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания, значения, общего признака из связного контекста, содержащего еще и другие элементы, комбинация которых, как нечто целое, является чем-то неповторимым или индивидуальным и потому не поддающимся сравнению. Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственной деятельности, которая освобождает это содержание от своих ассоциаций с иррелевантными элементами с помощью отличения его от них, или, другими словами, путем дифференциации. В широком смысле абстрактно все то, что извлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются в качестве иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению. Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям вообще. Существует абстрагирующее мышление , равно как и чувство, ощущение и интуиция. Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально иррелевантной среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к интуиции. Юнг примыкает к кантовскому пониманию, согласно которому понятие тем абстрактнее, чем «больше в нем опущено отличий, присущих вещам».

2. Анима/анимус - душа; душевный образ .

3. Апперцепция - Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают как понятое, постигнутое или ясное.

4. Архаизм - древний характер психических содержаний и функций. При этом речь идет не об архаической древности, созданной в виде подражания, как, например, римская скульптура позднейшего периода или «готика» XIX века, но о свойствах, носящих характер сохранившегося остатка . Такими свойствами являются все психологические черты, по существу согласующиеся со свойствами примитивного душевного уклада. Ясно, что архаизм прежде всего присущ фантазиям, возникающим из бессознательного, то есть тем плодам бессознательного фантазирования, которые доходят до сознания. Архаизм есть навязчивость и неспособность владеть собой. Архаизм есть слитное смещение психологических функций между собой, в противовес дифференциации — например, слияние мышления с чувством, чувства с ощущением, чувства с интуицией.

5. Ассимиляция — уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу.

6. Аффект - состояние чувства, отличающееся, с одной стороны, заметной иннервацией тела, с другой стороны, своеобразным нарушением процесса представления. Эмоция является для меня синонимом аффекта. Я отличаю чувство от аффекта, хотя оно и переходит в аффект незаметно, ибо каждое чувство, достигнув известной силы, вызывает телесные иннервации и тем самым становится аффектом. Но из практических соображений было бы правильно отличать аффект от чувства ввиду того, что чувство может быть произвольно управляемой функцией, тогда как аффект, по общему правилу, не таков.

7. Бессознательное - есть для меня понятие исключительно психологическое , а не философское в смысле метафизическом. Бессознательное есть, по-моему, предельное психологическое понятие, покрывающее все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, то есть которые не отнесены воспринимаемым образом к нашему эго. Право говорить вообще о существовании бессознательных процессов я извлекаю исключительно и единственно из опыта, и притом прежде всего из психопатологического опыта, который с несомненностью показывает, что, например, в случае истерической амнезии эго ничего не знает о существовании обширных психических комплексов, но что простой гипнотический прием оказывается в состоянии через минуту довести до полной репродукции утраченное содержание.

8. Воля - сумма психической энергии, которой располагает сознание. Согласно этому, волевой процесс был бы процессом энергетическим, вызываемым сознательной мотивацией. Поэтому психический процесс, обусловленный бессознательной мотивацией, я бы не назвал волевым процессом. Воля есть психологический феномен, обязанный своим существованием культуре и нравственному воспитанию, но в высокой степени отсутствующий в примитивной ментальности.

9. Душа - существует различие между душой и психическим . Под психическим или психикой я понимаю целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных. Со своей стороны, под душой я мыслю определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как «личность». Для более ясного описания того, что я при этом имею в виду, я должен привлечь сюда еще некоторые точки зрения. Так, в частности, явление сомнамбулизма, раздвоенного сознания, расщепленной личности и т. д., в исследовании которых наибольшие заслуги принадлежат французским ученым, привели нас к той точке зрения, по которой в одном и том же индивиде может существовать множество личностей. Повседневный опыт дает нам такое же право говорить о внешней личности, какое он дает нам признавать существование личности внутренней. Внутренняя личность есть тот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку; это есть та внутренняя установка, тот характер, которым он обращен к бессознательному. Внешнюю установку, внешний характер я называю персоной ; внутреннюю установку, внутреннее лицо я обозначаю словом анима , или душа. Женщина, в высшей степени женственная, обладает мужественной душой; очень мужественный мужчина имеет женственную душу. Эта противоположность возникает вследствие того, что, например, мужчина вовсе не вполне и не во всем мужественней, но обладает и некоторыми женственными чертами. Чем мужественнее его внешняя установка, тем больше из нее вытравлены все женственные черты; поэтому они появляются в его душе.

10. Идентификация - психологический процесс, в котором личность оказывается частично или полностью диссимилированной. Идентификация оказывается отчуждением субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он, так сказать, перемаскируется. Отождествление с отцом, например, означает на практике усвоение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Идентификация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация , тогда как имитация есть сознательное подражание.

11. Идея - обозначение известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом. Образ может быть личного или безличного происхождения. В последнем случае он является коллективным и отличается мифологическими свойствами. Тогда я обозначаю его как изначальный или первичный (исконный) образ. Но если образ не имеет мифологического характера, то есть если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее. Итак, я употребляю слово идея для выражения смысла , заключенного в изначальном образе, смысла, абстрагированного от конкретики этого образа. Поскольку идея есть абстракция, постольку она представляет собой нечто производное или развившееся из более элементарного, она является продуктом мышления.

12. Индивид - есть единичное существо; психологический индивид отличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, то есть неповторяемой, психологией. Своеобразие индивидуальной психики проявляется не столько в ее элементах, сколько в ее сложных образованиях. Психологический индивид или его индивидуальность существует бессознательно ; сознательно же он существует лишь постольку, поскольку налицо имеется сознательное отличие от других индивидов. Вместе с физической индивидуальностью дана и индивидуальность психическая, но, как уже сказано, — сначала бессознательно. Необходим сознательный процесс дифференциации, необходима индивидуация для того, чтобы сделать индивидуальность сознательной, то есть чтобы извлечь ее из тождества с объектом.

13. Индивидуальность - всякое психологическое своеобразие и особенность индивида. Индивидуально все, что не коллективно, то есть все, что присуще лишь одному лицу, а не целой группе индивидов.

14. Инстинкт - то самое, что обычно понимают под этим словом, а именно понуждение, влечение к определенной деятельности. Такая компульсивная устремленность может возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего раздражения, которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же от каких-нибудь органических оснований, лежащих вне сферы психических каузальных отношений. Характер инстинкта присущ каждому психическому явлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от динамического понуждения, независимо от того, что это понуждение проистекает непосредственно из органических и, следовательно, внепсихических источников или же существенно обусловлено энергиями, которые только разряжаются волевым намерением, — в последнем случае с тем ограничением, что созданный результат превышает действие, намеченное волевым намерением. Под понятие инстинкта подпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которых сознание не располагает. При таком понимании аффекты принадлежат настолько же к процессам влечения-инстинкта, насколько и к чувственным процессам.

15. Интеллект - определенно направленное мышление.

16. Интроверсия - обращение либидо (внимания) вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад к субъекту. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и поступает таким способом, который явно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение. Интроверсия может иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер; точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия активна , когда субъект желает известного замыкания от объекта; она пассивна , когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток либидо, который струится от объекта назад, на него.

17. Интуиция (от лат. intueri — созерцать) - одна из основных психологических функций. Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем . Предметом такого восприятия может быть все — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция — это своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний. Подобно ощущению, она есть иррациональная функция восприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям ощущения, характер данности, в противоположность характеру «выведенности», «произведенности», присущему содержаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характер несомнительности и уверенности, что и дало Спинозе возможность считать ее за высшую форму познания.

18. Иррациональное - что-то лежащего вне разума, что-то такое, что на разуме не основано. К этому относятся элементарные факты, как, например, что у Земли есть Луна. Иррациональное есть (экзистенциальный) фактор бытия, который хотя и может быть отодвигаем все дальше через усложнение разумного объяснения, но который в конце концов настолько осложняет этим само объяснение, что оно уже начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и, таким образом, доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир, в его целом, законами разума. Исчерпывающее рациональное объяснение какого-нибудь действительно существующего объекта есть утопия или идеал.

19. Коллективное - все те психические содержания, которые свойственны не одному, а одновременно многим индивидам, стало быть обществу, народу или человечеству. Такими содержаниями являются коллективные мистические представления первобытных людей, а также распространенные среди культурных людей общие понятия о праве, государстве, религии, науке и т. д. Но коллективными можно называть не только понятия и воззрения, а и чувства.

20. Компенсация есть уравновешивание или возмещение. Понятие компенсации было, собственно говоря, внесено Адлером в психологию неврозов. Под компенсацией он понимает функциональное уравновешивание чувства неполноценности при помощи компенсирующей психологической системы, которую можно сравнить с компенсирующим развитием органов при неполноценности органов. Психологи охотно сравнивают сознание с глазом; говорят о поле зрения и о точке зрения в сознании. Это сравнение очень метко характеризует сущность функции сознания: лишь немногие содержания могут одновременно достигать высшей степени сознательности, и лишь ограниченное число содержаний может находиться одновременно в поле сознания. Деятельность сознания есть деятельность селективная, выбирающая. А выбор требует направления. Направление же требует исключения всего иррелевантного (несопринадлежащего ). Отсюда в каждом данном случае должна возникать известная односторонность в ориентировании сознания. Содержания, исключенные намеченным направлением и задержанные, вытесняются сначала в бессознательное. Чем больше односторонность сознательной установки, тем противоположней бывают содержания, возникающие из бессознательного, так что можно говорить о настоящем контрасте между сознанием и бессознательным. В этом случае компенсация принимает форму контрастирующей функции. Обыкновенно компенсация через бессознательное бывает не контрастом, а уравновешением или восполнением сознательной ориентировки.

21. Либидо - под либидо я понимаю психическую энергию . Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность . Под этим не следует понимать какую-нибудь приписанную ценность — морального, эстетического или интеллектуального характера.

22. Мышление - я понимаю мышление как одну из четырех основных психологических функций. Мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Это есть апперцептивная деятельность как таковая, она делится на активную и пассивную мыслительную деятельность. Активное мышление есть волевое действие, пассивное мышление лишь свершается — оно случившийся факт. В первом случае я подвергаю содержание представлений волевому акту суждения, во втором случае образуются понятийные связи, формируются суждения, которые подчас могут и противоречить моему намерению, могут и не соответствовать моей цели и поэтому не вызывать во мне чувства направления, хотя впоследствии я и могу, с помощью активного, апперцептивного акта, дойти до признания их направленности. Согласно этому, активное мышление соответствовало бы тому, что я понимаю под направленным мышлением . Пассивное мышление было неточно охарактеризовано в вышеозначенном труде как «фантазирование». Теперь я охарактеризовал бы его интуитивным мышлением. Способность к направленному мышлению я называю интеллектом , способность к пассивному или ненаправленному мышлению я называю интеллектуальной интуицией . Направленное мышление, интеллект я называю рациональной функцией, потому что оно подводит содержания представлений под понятия на основании осознанной мной разумной нормы.

23. Образ . Когда я в этом труде говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии . Такой образ лишь косвенно связан с восприятием внешнего объекта — он покоится, скорее, на бессознательной деятельности фантазии, и, будучи ее плодом, он является сознанию более или менее внезапно, как бы вроде видения или галлюцинации, не имея, однако, их патологического характера, то есть не входя в клиническую картину болезни. Образ имеет психологический характер фантастических представлений и никогда не имеет того, якобы реального характера, который присущ галлюцинации, то есть он никогда не становится на место действительности и всегда отличается, в качестве «внутреннего образа», от чувственной действительности. Изначальный образ (исконный), названный мной также архетипом , всегда коллективен, то есть он одинаково присущ по крайней мере целым народам или эпохам. Вероятно, главнейшие мифологические мотивы общи всем расам и всем временам.

24. Ощущение — одна из основных психологических функций. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства , потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве «чувственной окраски», «чувственного тона». Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних органических процессах. Поэтому ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие , то есть восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и «телесного чувства». Следует различать между чувственным конкретным ощущением и ощущением абстрактным. Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же обозначает отвлеченный вид ощущений, то есть обособленный от других психологических элементов. Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в «чистом» виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать «эстетическим» постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли и поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет, и т. д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей. Абстрактное ощущение присуще, главным образом, художнику. Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно, во всяком случае, господствует над мышлением и чувством.

25. Подчиненная функция (низшая, недифференцированная, неполноценная) - я называю такую функцию, которая отстает в процессе дифференциации. Как показывает опыт, почти невозможно — вследствие неблагоприятных общих условий, — чтобы кто-нибудь развил одновременно все свои психологические функции. Уже социальные требования ведут к тому, что человек прежде всего и больше всего дифференцирует (развивает) ту из своих функций, которой он или от природы наиболее одарен или которая дает ему самые очевидные реальные средства для достижения социального успеха. Очень часто, почти регулярно, человек более или менее всецело отождествляет себя с функцией, поставленной в наиболее благоприятные условия и поэтому особенно развитой. Так слагаются психологические типы . При односторонности этого процесса развития одна или несколько функций неизбежно отстают в развитии. Поэтому их можно подходящим образом охарактеризовать как «неполноценные», и притом в психологическом, а не в психопатологическом смысле, ибо эти отсталые функции совсем не являются болезненными, но лишь отсталыми в сравнении с функцией, стоящей в благоприятных условиях.

26. Проекция . Проекция есть переложение субъективного внутреннего содержания (события) во внешний объект. (В противоположность к интроекции ) Согласно этому, проекция есть процесс диссимиляции (см. ассимиляция ), в котором субъективное содержание отчуждается от субъекта и, в известном смысле, воплощается в объекте. Это бывает и с мучительными, невыносимыми содержаниями, от которых субъект отделывается при помощи проекции, но бывает и с положительными, которые по тем или иным причинам, например вследствие самоуничижения, оказываются недоступными субъекту.

27. Рациональное - есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Я понимаю разум как установку , принцип которой состоит в оформлении мышления, чувства и действия согласно объективным ценностям. Объективные ценности устанавливаются в опыте среднего разума, посвященном, с одной стороны, внешним фактам, а с другой — фактам внутренним, психологическим. Подобные переживания не могли бы, конечно, представлять собой объективных «ценностей», если бы они, как таковые, «оценивались» субъектом, что было бы уже актом разума. Но разумная установка, позволяющая нам утверждать объективные ценности как значащие, является делом не отдельного субъекта, а предметом истории человечества. Большинство объективных ценностей — а вместе с тем и разум — суть наследие древности, это крепко спаянные комплексы представлений, над организацией которых трудились бесчисленные тысячелетия с той же необходимостью, с какой природа живого организма реагирует вообще на средние и постоянно повторяющиеся условия окружающего мира и противопоставляет им соответствующие комплексы функций, как, например, глаз, в совершенстве соответствующий природе света. Поэтому можно было бы говорить о предсуществующем, метафизическом мировом разуме.

28. Самость - Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным . Другими словами, оно включает в себя как «переживабельное» , так и «непереживабельное» (или еще не пережитое). Эмпирически самость проявляется в сновидениях,мифах, сказках, являя персонажи «сверхординарной личности», такие как король, герой, пророк, спаситель и т. д., или же в форме целостного символа — круга, квадрата, креста, квадратуры круга и т. д. Когда самость репрезентирует единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной дуальности, например в форме дао , как взаимодействия инь и ян , или враждующих братьев, или героя и его противника (соперника) — заклятого врага, дракона, Фауста и Мефистофеля и т. д. Поэтому эмпирически самость представлена как игра света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены.

29. Сознание - есть функция или деятельнось. поддерживающая связь между психическими содержаниями и эго. Сознание для меня не тождественно с психикой, ибо психика представляется мне совокупностью всех психических содержаний, из которых не все непременно связаны прямо с эго, то есть настолько отнесены к эго, что им присуще качество сознательности.

30. Тип - Тип есть пример или образец, характеристически передающий характер родового понятия или всеобщности. В более узком смысле настоящего моего труда, тип есть характерный образец единой общей установки, встречающейся во многих индивидуальных формах. Из многочисленных установок, действительно встречающихся и возможных, я выделяю в настоящем своем исследовании в общем четыре установки, а именно те, которые ориентируются, главным образом, на четыре основные психологические функции, то есть на мышление, чувство, интуицию и ощущение. Поскольку такая установка привычна и тем накладывает определенный отпечаток на характер индивида, я говорю о психологическом типе. Эти типы, базированные на четырех основных функциях, которые можно обозначить как мыслительный, чувствующий, интуитивный и ощущающий , могут быть в зависимости от качества основной (ведущей) функции разделены на два класса: на типы рациональные и типы иррациональные . К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы, к последним — интуитивный и ощущающий. Дальнейшее разделение на два класса зависит от преимущественного движения либидо, а именно от интроверсии и экстраверсии. Интровертный и экстравертный типы следует рассматривать как категории, стоящие над функциональными типами.

31. Установка - есть для нас готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Это понятие очень важно именно в психологии сложных душевных явлений, потому что оно дает выражение тому своеобразному психологическому явлению, в силу которого известные раздражения в известное время действуют сильно, а в другое время слабо или же не действуют вовсе. Быть установленным — значит быть готовым к чему-нибудь определенному даже тогда, когда это определенное является бессознательным, потому что установленностъ есть то же самое, что априорная направленность на что-то определенное.

32. Чувство - Я причисляю чувство к четырем основным психологическим функциям. Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его («удовольствие» или «неудовольствие»), но далее это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Чувство есть также разновидность суждения , отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Чувтва бывают конкретные и абстрактные. Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность. Как совершенно абстрактное

33. Эго . Под эго я понимаю комплекс идей, представлений, составляющий для меня центр поля моего сознания и который, как мне кажется, обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью (идентичностью) с самим собой. Поэтому я говорю об эго-комплексе . Этот комплекс есть настолько же содержание сознания, насколько и условие сознания, ибо психический элемент осознан мной постольку,поскольку он отнесен к эго-комплексу. Однако, поскольку эго есть лишь центр моего поля сознания, оно не тождественно с моей психикой в целом, а является лишь комплексом среди других комплексов. Поэтому я различаю между эго и самостью , поскольку эго есть лишь субъект моего сознания, самость же есть субъект всей моей психики, включающей также и ее бессознательное. В этом смысле самость была бы идеальной сущностью (величиной), включающей в себя эго.

34. Экстраверсия . Экстраверсией называется обращение либидо наружу, вовне. Этим понятием я обозначаю явное отношение субъекта к объекту в смысле положительного направления субъективного интереса на объект. Человек, находящийся в экстравертном состоянии, мыслит, чувствует и поступает в отношении к объекту так, и притом столь прямо и с такой внешней наглядностью, что не может быть никакого сомнения в его положительной установке по отношению к объекту. Поэтому экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту. Если экстраверсия интеллектуальна, то субъект вдумывается в объект; если экстраверсия осуществляется чувством, то субъект вчувствывается в объект. В состоянии экстраверсии имеется сильная, если не исключительная обусловленность объектом. Следует говорить об активного экстраверсии, если она намеренно вызвана волей, и о пассивной экстраверсии, если объект вынуждает ее, то есть если он сам от себя притягивает интерес субъекта, может быть даже вопреки намерению субъекта. Если состояние экстраверсии становится привычным, то можно говорить об экстравертном типе.

К.Г. Юнг Психологические типы

К.Г. Юнг Тавистокские лекции

 Автор   Комментарий к данному блогу
Комментарий

Ваше имя:
Комментарий:
Оба поля являются обязательными